Главная Общее Дело Творчество Что делать Конспект биографии
За Собор Светлых Сил!
Сергей Николаевич Булгаков
(1871-1944)
"Человек рожден для вечности
и слышит в себе голос вечности..."
Уже в магистерской диссертации "Капитализм и земледелие" (1900) С. Булгаков критикует взгляды Маркса по аграрному вопросу, защищая жизнеспособность мелких крестьянских хозяйств в условиях капитализма. А в период работы профессором политехникума и приват-доцентом университета в Киеве пишет ряд статей, в которых вопрос о социальном идеале, о смысле прогресса, о месте человека в мире постепенно смещается в область религиозной философии. Вскоре он составит сборник этих работ, который в 1903 г. выпустит в Петербурге под характерным названием "От марксизма к идеализму
".В Киеве С. Булгаков сближается с Н. Бердяевым, пережившим к тому времени такой же перелом. С 1904 г. они вместе редактируют журнал "Новый путь", а затем - "Вопросы жизни". Осенью 1906 г. Сергей Николаевич переезжает в Москву и становится активным участником религиозно-философских собраний. Сотрудничает в журнале "Русская мысль", избирается депутатом 2-й Государственной думы. Преподает в Московском университете, основывает религиозно-философское издательство "Путь". Принимает участие в церковном соборе по выборам Патриарха всея Руси. Вера не удаляет его от общественной деятельности; напротив, он пытается обосновать хозяйственную, культурную активность человека с религиозной точки зрения, ввести ее в христианскую концепцию развития мира. Ведь христианство
- это не только нравственная проповедь, но и деятельность, и творчество. По мнению Булгакова, должны быть раскрыты "онтологические, космологические" стороны христианства, его мироустроительный смысл. Проблема связи христианства и хозяйства, христианства и культуры ложится в основу докторской диссертации С. Булгакова "Философия хозяйства" (1912), а затем развивается им в философско-богословском трактате "Свет невечерний" (1917). Значима она и в позднем творчестве мыслителя, в частности в богословской трилогии уже в изгнании, в 1933 - 1945 гг.Именно в "Философии хозяйства", главу из которой вместе с частью статьи "Душа социализма" (1931) мы предлагаем читателю, С. Булгаков оказывается особенно близок идеям русского космизма. Центральным понятием здесь становится понятие Софии, воспринятое от В. Соловьева и П. Флоренского (с последним в те годы Сергей Николаевич интенсивно общается). Мир теперешний, мир падший, не отвергнут Богом окончательно, в Боге содержится идеальный образ этого мира, каждой вещи в нем, каждого человека, "грядущего в мир"; содержится в красоте, славе и нетлении. Этот совокупный идеальный образ мира и человека и есть София Премудрость Божия, которая "реет" над мирозданием, излучает в него божественный свет, живой нитью связывает его с Богом. София - корень всех вещей и в то же время некая их идеальная норма. Она является залогом полного восстановления образа Божия в природе и в человеке. В этом восстановлении падшего и погибшего - смысл мировой истории. В своем творчестве, в своей хозяйственной деятельности человечество возвращает Вселенную в ту благодать эдема, в которой она пребывала до грехопадения.
Впрочем, с таким "сценарием" истории лишь как возвращения мира к прежнему райскому бытию не вполне согласился Н. Бердяев. По его мысли, человек не только восстановляет этот мир, но и участвует в его творении. Мировой процесс, утверждает он в "Смысле творчества", это продолжающееся творение, как бы "восьмой" его день, завершением которого в конце времен и будет Царствие Небесное.
Летом 1918 г. С. Булгаков принимает сан священника. Путь "блудного сына", "изменника алтаря" (так он себя не раз называл) заканчивается возвращением "в отчий дом", в "объятия Отца".
Из Москвы о. Сергий перебирается к семье в Крым. Преподает политэкономию и богословие в Симферопольском университете, служит протоиереем в Ялтинском соборе. Вернуться в Москву уже не удалось. В конце 1922 г. он был выслан из страны. Некоторое время промаялся в Константинополе, оттуда переехал в Прагу, а затем - в Париж, где в 1925 г. учредил Православный богословский институт. Почти 20 лет, до самой смерти, о. Сергий был преподавателем и деканом этого института.
Последние годы жизни сложились трудно. В 1939 г. ему оперировали рак горла. И в том же году началась война. В оккупированном Париже о. Сергий пишет книгу "Расизм и христианство" (1942), противопоставляя в ней принципу расы принцип личности. уникальности каждой человеческой жизни. Умер С. Н. Булгаков 13 июля 1944 г. от инсульта. Н. Бердяев в своей книге "Русская идея" назвал С. Булгакова
центральной фигурой русского религиозно-философского ренессанса, подчеркнув его устремленность к идее Богочеловечества, к новой религиозной эпохе, веру "в божественное начало в человеке".
[Текст взят из сборника "Русский космизм", стр. 129 - 131] См.
конспектСм. тж. работы N
"Софийность хозяйства" :
конспект полностью"Душа социализма" :
конспект полностью