Главная Общее Дело Творчество Что делать
За Собор Светлых Сил!
ХАРАКТЕРИСТИКИ СЧАСТЬЯ
Фелицитология. Начала исследований.
Мне было лет шесть с половиной максимум, когда в мою голову впервые пришла мысль о том, что для полного личного счастья мне нужно счастье всеобщее.
В детском саде нам читали "Незнайку в Солнечном городе". Обретя законным путём волшебную палочку, Незнайка попытался, как сумел, достичь личного счастья. Заказал себе машину, ящик мороженого и отправился в путь, захватив с собою двух друзей.
Двух друзей, - подумал я на досуге, - мне было бы мало. Самих друзей, допустим, у меня действительно негусто, да и в машину как всех вместить? - но можно ведь наделать этих самых машин сколько угодно, мороженого тоже, и вообще чего кто желает - при условии, понятно, приемлемости их желаний.
Так впервые пришла ко мне мысль о необходимости всеобщего счастья.
С тех пор, хоть и имелись в моих воззрениях различные отклонения, от основной идеи жизни я не отходил.
Если спросить как можно большее количество людей на тему "Что для вас важнее всего на свете?", то ответы, по сути, разнообразными лишь на первый взгляд.
Основными жизненными ценностями могут быть объявлены:
любовь деньги успех
знание сила талант
здоровье свобода посмертное спасение
работа друзья гармония с природой
согласие в семье
и т.д.
Эти "жизненные цели" можно классифицировать, сведя их разнообразие к нескольким категориям, а из этих нескольких категорий сложится комплекс с названием из одного-единственного слова - Счастье".
Начало разговора может быть разным:
"Зачем тебе любовь?" - "Чтобы жить, чтобы радоваться, чтобы делиться наслаждением с близким человеком".
Или:
"Зачем тебе знания?" - "Ну как... Это же так здорово - познавать мир, всё время открывать что-то новое!"
Или:
"Зачем тебе успех?" - "Для денег. Успех - это зарплата, это прибыль". - "А деньги зачем?" - "Чтобы иметь всё, что хочется". - "А это зачем?" - "Чтобы быть независимым ни от кого. Свободным". - "Ну а свобода зачем?" - "Чтобы делать всё, что хочу." - "Для чего же делать всё, что хочешь?" - "Но ведь это же главное!"
Но окончание - при известном умении выдержать тему беседы до конца - оказывалось одинаковым:
"В чём заключается главность?" - "Да в счастье, в чём ещё!"
Я имел многие и многие десятки подобных разговоров и такую простую мысль, что счастье - это конечная цель стремлений любого человека, уяснил себе довольно прочно. Отсюда напрашивается логичный вывод: в списке миллиардов тем разговоров, научных исследований, газетных статей на первом месте по приоритетности должна стоять тема всеобщего счастья. причём разработки этой темы должны быть широко известны и даже преподаваться в школе.
А теперь давайте перейдём к рассмотрению вопроса о том, что же такое счастье и каким оно должно быть.
Что такое счастье?
Точно этого не знает никто, включая меня. Некоторые даже считают, что счастье - это иллюзия. Пушкин, например, довольно чётко заявил на русском языке: "На свете счастья нет". Среди же тех, кто признаёт за счастьем право быть, формулировок имеется масса. Это "чувство", "переживание", "состояние души", "психологический процесс" или что-то ещё
, - вызванное "наиболее удовлетворяющим индивида положением дел", "осознанием своего места в мире" и т.д.Я считаю, что определение понятия счастья не столь важно. Гораздо важнее отметить другое: характеристики счастья и условия его протекания:
1) Само счастье должно быть
а) всеобщим
б) непрерывным (ни секундочки не-счастливых состояний!)
в) вечным (физическое бессмертие возможно; об этом писали
русские космисты, и в первую очередь назовём главу АН БССР в 52 - 69 годах В.Ф.Купревича)
г) полноправным (достигается за свой счёт или с добровольной
помощью ближних),
д) полным (переживаться с оптимальной интенсивностью)
2) Перечень имеющихся источников счастья должен быть
а) полон (всё, что общество может достичь и создать на данный момент, оно достигает и создаёт)
б) постоянно растущим
3) Сами источники
а) полноценны (все пункты ассортимента предметов, услуг, духовных ценностей - качественны)
б) одинаково доступны для всех не только юридически, но и физически (быть в пределах досягаемости) и физиологически (граждане достаточно развиты и здоровы для доступа и пользования ими)
4) Наборы этих источников в жизни каждого отдельного индивида время от времени меняются.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рассмотрим их чуть подробнее.
1.а. Всеобщность
Как уже отмечалось, лично мне для счастья необходимы два условия:
1) Наличие в моём распоряжении обширного ассортимента товаров, услуг и духовных ценностей;
2) Наличие их в распоряжении всех остальных людей.
Если хоть один пункт ассортимента, самый маленький, будет отсутствовать либо окажется некачественным, моё личное счастье будет также неполным. Ущербным. И, следовательно, не будет уже счастьем вообще.
К такой ситуации применим скорее термин "квазисчастье". Или "псевдосчастье" - когда ущербность весьма значительна.
То же самое окажется и в случае, когда ассортимент полон и качественен, но имеется лишь у меня или у части человечества. В то время как другая часть квази- или псевдо-счастлива.
Вот наличие счастья у всех жителей Земли и есть всеобщность, первая характеристика счастья, проще некуда.
Тут только есть одна такая вот загвоздка.
Под всеми остальными понимаются не только живущие на одной планете со мной
а) люди,
б) животные,
в) растения,
г) минералы (по-нашему, душою обладают и они),
д) тонкоматериальные существа типа домовых (считаем, они реальны),
е) инопланетные гости (ведь появятся же когда-то?)
ж) иные (тоже, глядишь, найдутся), -
и не только ещё только собирающиеся здесь жить наши потомки, - но и... предки, дорогие товарищи.
Ведь не смогу я быть счастлив, помня о том, что они пережили!
Основатель русского космизма Н.Ф.Фёдоров предлагал силами науки изобрести способ воссоединения атомов, из которых состояли теля наших предков, в тех же самых комбинациях, в каких они пребывали до их смерти.
И научить их затем жить счастливо: быть такими же здоровыми, добрыми, и т.д.
Считаю, что воскрешение предков можно произвести и иначе, нежели механически - раз, и что проблема, тем не менее, одним воскрешением решена не будет - два.
Ведь если мы и счастливы сейчас, то прошлые-то муки никуда не делись? Разве даст память забыть о них? Или мы будем настолько легкомысленны, что пренебрежём ими? Э-э, про какое отрезаннное ухо, мол, речь? Всё прошло, и ну его в баню. Пошли вон с аквалангом нырять. Которому отрезали - первым (и оба уха на месте, и память о боли давно стёрта); который отрезал - следом (и прощение давно испрошено, и вина массой добрых дел заглажена).
Так-то оно так; "Прощение палачей жертвами" - картина справедливая и осуществимая реально...
Но память-то! Как сдержать её развитие в будущем? Ведь разовьётся же и не даст жить спокойно!
Или даст? Или научатся так с нею жить, что заглушена она будет?
Или отношение к прошлому как-то изменится? Так, что и беды наши станут не так страшны, и меня это решение устроит?
Не знаю. Поживём - увидим. Убеждён, что этот вопрос каким-то образом да решится.
Равно как и все прочие загвоздки, имя коим терабайт. "Как мы будем счастливы, если Адам уже съел яблоко, и мы просто обречены на мучения?" "Как мы будем счастливы, если без опасностей нет риска, а без риска нет счастья?"
Кому интересны ответы на все возможные вопросы типа этих, прошу обратиться к соответствующему тексту - "Инфовирусы, антивирусы и инфовитамины".
А сейчас отвечу кратко на все разом: я верю в людей. Они придумают решение всех задач, встающих на пути к счастью.
Продолжаем насчёт ассортимента.
1.б. Непрерывность
Кроме квази- и псевдо-счастья есть ещё несчастье. Горе и боль разных степеней и оттенков.
Несчастье бывает переносимым (когда попытка самоубийства не предпринимается, а естественная смерть или сумасшествие не наступают) и непереносимым (когда наоборот).
Непрерывностью счастья назовём 100%-ную заполненность времени жизни индивидуума исключительно счастьем - при естественном 100%-ном отсутствии несчастья.
Минимальное искажение этого условия (скажем, одна секунда в жизни заполнена слабой болью) даёт квазисчастье, умеренное искажение - псевдосчастье. Да?
А все три категории (квази, псевдо и не) объединим общим термином "не-счастье" (через дефис).
1.в. Вечность
Предположим, что смерть есть конец существования индивидуума. Его тела и сознания - основных инструментов получения и ощущения счастья, как минимум.
Тогда получаем, что даже непрерывное счастье имеет конец.
Если все остальные условия счастливого бытия выполняются, то прерывать его будет крайне нелепо.
Даже с целью избежать перенаселения.
Во-первых, потому, что будет более по-человечески погибнуть от него, чем сознательно устраивать холокост.
1.г. Полноправность
Для начала тут тоже просто. Манера получать удовольствие за чужой счёт объявляется неполноправной - вот и весь сказ.
Однако можно и усложнить.
Кому интересно - пусть усложняет.
Мне не слишком интересно. Мне, я надеюсь, окружающие будут доверять настолько, что таких усложнений-уточнений не понадобится. Благодаря делам, например. Или просто общение позволит убедиться в моей порядочности. А когда нас станет много, мы просто добьёмся своего - и всё будет окей вопреки любым опасениям.
1.д. Полнота
Уж если радость - так радость в полной мере. А чтобы не было перебора, имеется в теории два метода: метод Буратино ("Куплю папе Карло средний театр, а не большой. А то он, пожалуй, умрёт от радости") и метод умелых строителей нормальной жизни (примеров, наверное, до сих пор нет даже в литературе?): живёшь себе в полный рост, а надо отдохнуть - берёшь и отдыхаешь. И нечаянные радости умеешь встречать так же стойко, как в наше время некоторые умеют стойко встречать опасности и потери.
...Господи, да когда же всё это настанет?!.
...И, кстати, заметьте: любой феномен (явление, событие, предмет) имеет два варианта бытия: один идеальный и прорву искажённых.
Процесс приведения искажённого состояния к идеальному (хотя бы в мечте для начала) назовём осветлением.
Пример - чуть выше, со "стойкостью". (И точно так же можно осветлить всю историю, многие современные нехорошие явления, а современных политиков можно осветлить даже физиологически. Представьте по-доброму улыбающегося или задумавшегося над ошибками Гитлера, например. Сегодня представил один - завтра сто тысяч, послезавтра уже идея родилась, как этого можно было добиться в действительности. Наконец, она применена к современным персонажам, не блещущим человеколюбием
- и вот уже улыбаются и задумываются и они... А улыбнувшийся тридцать-сорок раз человек уже не сможет придумать очередной зловещий план. Задумавшийся - тем более.Верно я говорю?
Сегодня мечта, завтра - проект, дорогие товарищи. Осуществлённый причём, чтоб мы были все здоровы.
Продолжаем урок.
2.а., б и в, а также 3.а. - добавить особо нечего.
3.б. Полноценность - так раньше именовал автор ещё одно условие счастья, вытекающее из наличия доступа к любому из его источников.
В обществе бытует стойкое убеждение типа "Если нищий, слепой или заключённый сами себе счастливы, то пытаться дать им обеспеченность, зрение или свободу уже не нужно".
Коротко говоря, я не согласен и предлагаю считать: люди в идеальном обществе все сплошь красивы, здоровы, сильны, свободны - как минимум.
Грамотный, здоровый, сильный и свободный индивидуум, всю жизнь только тем и занимающийся, что с удовольствием катается на лыжах и собирает марки, может вызвать только сочувствие. Не так ли? У него атрофированы десятки иных потребностей. Он замучает всю семью, если у неё потребности более широки.
Если кого-то атрофированность потребностей устраивает, то не меня.
4. Прогресс в идеальном обществе.
Как известно, счастье - в прогрессе. Если он останавливается, автоматически наступает регресс.
Это плохо, и следует представить либо идеальное общество, обходящееся без прогресса, либо прогресс нового типа.
Я считаю так.
Нет стадий худшего и лучшего счастья. Оно всегда стабильно. Интенсивная радость может сменяться спокойным отдыхом, но само ощущение вот этого самого "наиболее удовлетворительного положения дел" должно сопровождать человека всегда одинаково.
Что же такое тогда "прогрессирующее счастье"?
Это постоянная смена наборов его источников.
В противовес прогрессу как улучшению я подразумеваю прогресс как наращивание. Чем больше человек в жизни видел хорошего, чем больше он испробовал причин быть радостным (карусели и походы в горы; шахматы, книги и сочинение стихов, рассветы в Перу, закаты в Бутане, участие в обрядах Кавказа, и прочее, прочее, прочее - тут бы особый инфобанк создать бы! - правда, полезная вещь бы получилась?)... Так вот, чем более человек опытен - тем более он опытен, и не более того.
Человек помладше, видевший раз в тридцать меньше, будет счастлив точно так же.
Несмотря на то, что первый счастливее второго количественно, оба счастливы абсолютно одинаково качественно.
Или уж по крайней мере, ни один по этому поводу не переживает.
Примерно так, на чём и закончу.
Всего доброго!
Лев.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ПРИМЕЧАНИЯ.
Фелицитология - термин минской группы студентов, занимавшихся в конце 90-х проблемой счастья. Предполагали создать вещество, дающее счастье и то ли распылить его над планетой, то ли выдать каждому бесплатно. Имеется статья о них в официальном минском журнале творческой молодёжи "Першацвет".
Текст "Характеристики счастья" опубликован в несколько ином виде под названием "Всеобщее счастье" в журнале Гомельского Обл. Лицея "Ликей" (№ 3, 1999 год).