Главная Общее Дело Творчество Что делать

За Собор Светлых Сил!

 

Текст под ориентировочным названием

Ш У Р И К

Был выслан на сайты Нооген и ТА с предложением участвовать в коллективном творчестве.

По его развитию, по рождению идей новых текстов, по...

Сейчас та же просьба обращена и к остальным читателям.

Сюжетные ходы, монологи, даже просто фамилии персонажей приветствуются при соблюдении условий их светлости. Критерии последней ещё предстоит выявить, а на данном этапе автор надеется, что в потенциальном творческом коллективе они известны интуитивно - раз, и присваивает себе право спорные вопросы решать авторитарно - два. Обязуясь проявить потрясающую порядочность при этом - три.

----------------------------------------------------------------------------

Как уже известно, читателю, Эльдар Рязанов любил снимать комедии. И делал это (как читателю, без сомнений, хорошо известно также) весьма и весьма мастерски.

Он поставил такие фильмы как "Ирония судьбы или С лёгким паром", "Берегись автомобиля", "О бедном гусаре замолвите слово", "Гараж", - всего фильмов около сорока - и большая их часть навсегда занесена в светлую часть сокровищницы мирового искусства.

Однако Леонид Гайдай тоже любил снимать комедии. И в мастерстве не уступал Эльдару Александровичу. Мы заявляем об этом с абсолютной долей уверенности, хотя этот факт и остаётся до сих пор незапротоколирован, незафиксирован и не подтверждён документально. В ту пору было, в общем-то, обязательным вызывать друг друга на соцсоревнования: кто больше выплавит чугуна, кто быстрее нарежет доски, кто качественнее соберёт из них шкаф... Но до сравнения творческих потенциалов великих режиссёров, писателей, архитекторов всё же не дошло.

Тут мы хотели бы, вообще-то, поставить два интересных и важных вопроса, но не будем.

Почему вот, интересно знать, на сто тридцать миллионов населения в царской России было всего две-три тысячи народовольцев? Почему на 270 миллионов - всего несколько сотен великих артистов, режиссёров, писателей и архитекторов? (Артистов - человек, слава богу, 300 или даже 350, но архитекторов всё же - буквально раз-два, и обчёлся). Почему среди великих наших учёных, мыслителей и первооткрывателей - всего дюжина имён русских космистов?

И почему, интересно знать далее (это второй вопрос), народовольцы проживали в самых разных частях России, а люди искусства - преимущественно в Москве, частично - в Ленинграде, и лишь единично - в иных областных центрах, да и то, как правило, временно, на первых порах, от рождения до переезда?

Потому ли только, что условия работы на "Мосфильме" поглавнее будут, чем на Одесской или Киевской киностудиях, а в Кандалакше, Богучаре, Стерлитамаке, Лоеве, Удоеве, Великих Луках или в Нижнеудинске их нет вообще? Или потому, что в нестоличных городах не с кем было бороться за народ?

И дождёмся ли мы когда-нибудь, чтобы в этих городах они были точно так же, как и во всех остальных, и даже не только в городах, но и в сёлах, - третий вопрос хотелось бы задать?

И пробовал ли кто-нибудь - хотя бы из писателей-фантастов, должных это делать в силу своих профессиональных обязанностей (профессион де фуа!) - хотя бы попредставлять себе это положение более-менее детально, длительно и увлекательно? Чем вот, скажем, мир после ядерной войны представлять в сотый раз или нападение мерзких пришельцев со стекающей по багровой или тёмно-зелёной коже слизью?

И нельзя ли как-нибудь было бы обойтись в будущем без киностудий вообще, снимая, тем не менее, фильмы, - это уже пятый вопрос мы задаём, чтоб мы были все здоровы? Ведь кино снимать действительно хочется каждому, а студию построить - это вам не ешака купить; она десятки миллионов долларов стоит - а у половины стран мира, если не у двух третей, весь бюджет - миллиардов от пяти до сорока...

А при этом умные люди пишут ещё, что когда-то дремлющие ныне в людях способности таки проснутся и заявят о себе в полную силу. И тогда, скажем, воображение достигнет такой степени развития, что можно будет не только сочинять на ходу прекрасные сценарии, но тут же их и просматривать в голове как настоящий фильм, да ещё и поглавнее на порядок: и у фас, и у профиль, и у цвете, и у квадро, плюс запахи, плюс осязание, плюс вкус... И запоминать их можно будет со всеми малейшими подробностями, причём навсегда. И изменять при следующем просмотре, если захочется. Сохраняя при этом в памяти первый вариант (для истории, для прикола, для разнообразия), либо тут же и стирая его оттуда: зачем хламом память забивать? - а памятью тоже овладеют в совершенстве...

Ну и плюс тут же ещё другим всё это демонстрировать будет умение, - что? - а, с помощью телепатии, да...

Однако вопросы эти в нашем повествовании совершенно не к месту, следует признать, - и поэтому задавать их в полную силу мы всё же не будем, предоставив, тем не менее, читателю полную свободу на них ответить.

Нет, мы очень хотим, чтобы наша земля всё более обильно родила бы собственных Невтонов, Плутонов, Роменов Ролланов и Романов Карменов. И хотим, чтобы преимущества обеих столиц наблюдались у нас повсеместно, как и на всей планете в целом, включая необжитые ныне места; а недостатки этих городов чтобы оказались достоянием истории, тем более бесценным, чем большее нежелание их воссоздать будут вызывать они в наших детях.

Тем более что это вполне возможно устроить, если почитать Бебеля, Мегрэ или русских космистов, если пораскинуть мозгами самому (захотев прежде этого положения по-настоящему), если подсчитать, наконец, кое-что затем на бумажке, а потом взять и приложить некоторые усилия...

Но задавать перечисленные вопросы, приводить упомянутые расчёты и развивать затронутые темы нам таки сейчас не с руки, так что лучше мы спокойно продолжим наше повествование, вот и весь сказ.

Одним из образов, выведенных Леонидом Иовичем Гайдаем на уровень всесоюзной известности был коллективный персонаж в исполнении Г.В.Вицина, Е. А.Моргунова и Ю.В.Никулина: Трус, Бывалый и Балбес. Помните? - "Назовите вашу цену!" - "Триста тридцать!" Или: "Жить, как говорится, хорошо!" - "А хорош... шо..." Ну вот видите, и вы вспомнили.

Почему эти фразы, эти лица, эти характеры и эти звёздные личности (светлые, добрые, человечные) приобрели известность лишь всесоюзного, а не мирового масштаба? --хотим задать мы ещё один важнейший для спасения и развития нашей Родины вопрос, но по тем же соображениям задавать не станем и его, а опять продолжим повествование.

Другим не менее известным персонажем явился Александр Сергеевич Тимофеев - бывший студент, затем инженер Московского филиала НИИЧаВо, а ныне заслуженный пенсионер и депутат Верховного Совета СССР одной из реальностей внутреннего мира автора сего сочинения.

Если большая часть читателей считает, что внутренних миров Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Марка Твена или автора сего сочинения на самом деле не существует, что эльфы - бред, Винни Пух - фантазия, а Том Сойер - выдумка, то вознесём хвалу судьбе и Господу, создавшим условия для реального их таки существования на невидимых этому большинству читателей панах бытия, а таким творцам как Даниил Андреев - за то, что несут эти идеи в массы и до некоторых таки донесли.

Слава Богу, существуют в невидимой реальности и Гек Финн, и Женя Лукашин, и народный депутат Тимофеев. И не только существуют, но и оказывают на наш с вами видимый мир посильное влияние. Наблюдая за ним, оценивая, сравнивая с имеющимся у них идеалом (образцом), делая выводы и определённым образом нам их сообщая - умей уловить только.

Вот как сообщает один из таких уловителей, писатель Михаил Булгаков, молодой изобретатель Александр Тимофеев вызвал однажды в свою квартиру живого царя Иоанна Васильевича Грозного. Очень темпераментного, находчивого и в самом деле таки грозного человека.

При этом, правда, едва не пострадали вплоть до убиения двойной тёзка царя управдом И.В.Бунша и вор-рецидивист Жорж Милославский.

Что заставило о многом задуматься Александра Сергеевича.

Имеем ли мы право единолично решать, какие опыты ставить у себя в доме, если рядом живут ничего о том не подозревающие люди? (Вот вопрос, который в нашем повествовании приходится уже как раз таки к самому, что ни на есть, месту).

Имеем ли мы право идти на заведомый риск, как это делали, скажем, народовольцы? (Они готовили покушение на царя, прекрасно понимая неотвратимость случайных жертв. Кто-то при мысли об этом лишь суровел железно и чеканил: "Никому не советую оказываться на пути колесницы истории!" Кто-то даже слезами обливался, всерьёз и искренне. А кто-то и к движению не примыкал именно из этих соображений).

Имеем ли мы право?..

Александр Сергеевич решил этот вопрос по Жванецкому: да, не имеем. И в одной из реальностей даже быстренько выхлопотал себе санкцию соответствующих органов. Дело-то ведь отнюдь не было оставлено тогда без внимания. Милославский утёк, царь вернулся в свои позднесредневековые палаты, но никуда не исчез Бунша и некуда было сваливать Тимофееву. (Да он, собственно, о том и не думал). А Бунша, как нетрудно догадаться, попав в сумасшедший дом, сразу же потребовал к себе прокурора (причём это у него, в отличие от Бездомного или того же Тимофеева в бытность его на каникулах на Кавказе, полностью удалось) - и дал массу правдивейших показаний против последнего.

Показания Александру Сергеевичу никак не повредили. Он уже взялся за ум и не только защитил докторскую вместо друга Антона Семёновича, но и готовился уже к Нобелевской. А московский филиал НИИЧаВо выделил ему целую лабораторию, в кратчайшие сроки и по последнему слову.

Тимофеев посетил будущее, о чём с известной долей выдумки рассказано всё тем же Булгаковым во второй части первого варианта пьесы "Иван Васильевич", которая тогда называлась "Блаженство"; посетил его не раз; посетил не раз прошлое.

Наконец партия, правительство и коллектив лаборатории Пространства и времени - вместе с которым Александр Сергеевич взял обыкновение размышлять и планировать - поставили перед ним серьёзнейшую задачу современности: обеспечить планете и человечеству максимально благоприятное развитие путём создания Совета Светлых Сил Мировой Культуры. В совет предлагалось ввести всех имевшихся в истории  гениев, как известных ей, так и неизвестных.

- А что? - решили в лаборатории, - Мысль, вроде бы, единственно верная, а задача - действительно наиважнейшая.

Чего бы ни добились поодиночке Фарадей, Руссо, Гюйгенс, Толстой, Франклин, Архимед, Бируни или Конфуций, - а ведь, положа руку на сердце, ничего ведь особенного-то и не случилось. Как не было счастье безоговорочно преобладающим состоянием человека, так и не стало. "На сегодняшний день человечество насчитывает 4 миллиарда живых людей, - отмечалось в докладе лаборатории руководству Института, - Живут они все по 24 часа в сутки, включая сон, также обладающий свойством доставлять психологические переживания. Итого 96 млрд. человеко-часов переживаний в сутки.

Какова из них доля положительных переживаний, а какова - отрицательных?

Даже при отсутствии особых расчётов и даже при известных трудностях с критериями (считать ли, например, радость удачливого вора положительным переживанием? Считать ли боль пломбируемого зуба, муки творчества или недовольство мальчишки запретом ходить на реку без взрослых - отрицательными?) ответы напрашиваются вполне определённые: на свете счастья нет - раз; имеющиеся варианты не-счастья (вор, мещанин, генерал НАТО) и квазисчастья (весёлая вдова, неунывающие нищие на Востоке и жизнерадостные инвалиды на Западе) занимают не более 40-50% психологического фона - два; уступая оставшуюся долю прямому несчастью, в диапазоне от переносимого до непереносимого - три.

Данное соотношение хотя и изменилось, возможно, за последние 100 - 400 лет в нашу пользу, а до идеала всё ещё крайне далековато.

Создание Совета вполне могло бы такую ситуацию изменить, вплоть до достижения Идеала, наивысшего из всех имеющихся и возможных, или просто Высшего".

Разумеется, столь однозначный вывод был сделан не сразу. Ему предшествовали несколько сотен часов дискуссий.

С критериями разобрались довольно быстро. Удачливый вор несёт вред и его радость отрицательна. Вынужденное преступление, равно как и процесс поимки преступников нежелательны, а потому даже в случае успеха радость положительной назвать нельзя также. Веселье утешившейся вдовы не возвращает к жизни её мужа, - и т. д., д., д., см. Доклады НИИЧаВо Минскому клубу.

Немного времени отняли и поиски критерия высоты идеала. Было признано, что последний тем выше, чем больше счастливых обитателей при нём. Отсюда, Высшим Идеалом назовём планету (группу планет), охваченных всеобщим, 100,00%-м счастьем. Обладающим, к тому же, такими характеристиками как вечность, полноценность, полноправность, непрерывность (не путать с вечностью). Что возможно при наличии максимума источников счастья, абсолютного их качества, одинаково лёгкого доступа к ним для каждого обитателя, и т. д., д., д., - см. Доклады.

Но вот далее возникли десятки вопросов, которые решить было не так-то просто.

Их поделили на две основные категории:

1) Возможен ли Высший Идеал хотя бы теоретически? Условия описали, характеристики перечислили, критерии разыскали - да выполнимо ли всё это в реальности? Как вот "максимум источников", например, обеспечить? А "вечность" - как? И вообще, 100,00% - не слишком ли это?

2) Возможно ли достичь Высший Идеал практически, если он теоретически даже и возможен?

- О каком Высшем Идеале речь, если только несовершенство и позволяет двигаться вперёд?! - возмущённо шумел, например, Выбегалло, - Вы дадите людям всё желаемое, и они деградируют, разве неясно доказал это мой опыт с хавчиком-кадавром? Будучи всем обеспечены, люди отупеют, обленятся и лишатся мышц. Будучи гуманным, человечество лишится возможности противостать инопланетной агрессии. Вы этого хотите? Нет и ещё раз нет! Подлецы и садисты, боль и тошнотворность, трудности и гадости - вот двигатель прогресса! А без прогресса мир не вечен и потому попросту опасен. Высший Идеал недостижим, и поэтому следует объявить целью нашей работы идеал пониже.

- Ну, во-первых, двигаться вперёд побуждают нас и иного рода явления, - резонно отвечали ему по очереди Александр Привалов, Эдик Амперян и Роман Ойра-Ойра, - Скажем, восходы. Или прибой. Или игры, споры, уборка территории, которая тоже далеко не всегда обременительна. Почему бы не остаться только им?

- Во-вторых, будучи нормальными психологически, люди не станут разлёживаться целыми днями на диванах, передвигаться сплошь на автомобилях и думать только о пустяках, позволив разуму уснуть и нарожать чудовищ.

(миллионы приручённых дельфинов - это миллионы путешествующих из Бомбея в Каракас по волнам без парусов). Они станут играть в мяч на пляжах по сорок пять, по шестьдесят, а иногда и по сто семьдесят дней в году. Они...

О какой деградации речь?

- А что до инопланетян, то будущее общество - это общество развитых способностей и умений. Одно из которых - развитая до уровня предвидения интуиция, а ещё одно - способность умиротворить любого агрессора. Уже сейчас понятие "миротворчество" входит в госпрограммы  некоторых стран (например, Беларусь начала XXI века одной из реальностей). Вскоре оно станет основополагающим на мировой арене в целом, а там породит целые нации миротворцев, как сейчас знамениты своими боевыми искусствами японцы или китайцы.

- Да, складно излагаете, - пародировал Джигарханяна в "Месте встречи" Выбегалло. - А про ??? забыли? ??? не даст вам возможности ???!

- И эта проблема вполне разрешима! - парировали наши. - Особенно если сформулировать её не в виде проблемы, а в виде задачи: "???".

- Решение же видим в ??? (в поиске ???)

- Что вы говорите?! - радостно всплёскивал руками Выбегалло. - Так просто?!

- Не просто. Но возможно. А потому - нам ли пугаться трудностей!

...

...

...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Некоторые из дальнейших событий:

Вызывание Христа. (Получение разрешения на это сперва).

Вызвать древних греков и римлян оказалось делом двух дней. Одного за одним вычислили и вывезли почти семь сотен лиц.

Ленин. Маркс-Энгельс.

Космисты.

 

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

См., кстати, пример работы Ноосферного Братства Александра Лищинского: Проект "Фабула"

Hosted by uCoz