Главная Общее Дело Творчество Что делать

За Собор Светлых Сил!

 

История Заочного Философско-практического Клуба (ЗФПК)

 

1. В августе 1986 года Дмитрий Сухарев (Оренбург) обратился в "Комсомольскую правду" с предложением организовать на её страницах

дискуссию читателей о смысле жизни и путях общества.

Цель была - активизировать мышление молодёжи и, упорядочив

"разношёрстный водоворот мировоззрений", сформировать ряд "когорт" из

сторонников каждого.

Вслед за тем предлагалось путём заочных дискуссий на строго научной основе (ёмко и логично) отсеять заблуждения, переубедить их приверженцев и сформировать на основе выполнившего свою задачу ЗФПК

новое единое движение достигающих некоего общего социального идеала молодых (не обязательно) граждан СССР.

       (Предполагалось, что если человек честен в полемике и порядочен в душе, то он способен признать заблуждения. В результате носители самых разных идеологий смогут с удивлением обнаружить, что не только идеал имеют общий, но и путь к нему, оказывается, имеется лишь один).

К Новому году мощный поток писем окончательно иссяк, а праздник был отмечен компанией новых друзей из 24 человек в г. Макеевка Донецкой области.

Несколько строк статистики:

Публикация - 26.09.86 г.;

       10.86 - 90 писем

11.86 - 72 письма

1 - 15.12.86 - 11 писем

       16 - 24.12.86 -  4 письма

            25.12.86 -  1 письмо.

                     -----

             Итого:   178

В 1987 г. В переписке участвовало в общей сложности 350 человек (35 из написавших Дмитрию представляли клубы, уже существовавшие

к моменту публикации его обращения).

В июле 1987 г. В Москве состоялся Первый съезд ЗФПК.

На нём окончательно оформились когорты ницшеанцев двух типов

("Циницшенствующие" и "Ницшие духом"), экзистенциалистов, "Социальных

педагогов", русских космистов, коммунистов-ефремовцев, "Восточников" и др.,- а также была произведена их классификация на основе предложенной Дмитрием основе: отношение когорты к Высшему идеалу.

         (Термин "Высший идеал" заменял ранний термин "Идеал": идеалы у разных групп хотя и разные, но едины в том, что счастливы в них не все обитатели планеты, а лишь те, кто принадлежит в той или иной мере к группе носителей данного идеала: единоверцы, соплеменники, представители своего класса - угнетаемые ныне или, напротив, "бессовестно ныне экономически активные",- либо просто люди, выжившие после неких мировых катаклизмов)...

Идеал же "всеобщего, вечного, непрерывного, полноправного,

полноценного, полного и развивающегося" счастья  после бурных,но недолгих споров был единогласно признан высшим из всех - хотя реально достижимым признали его лишь русские космисты. Причины при этом назывались разные, и разные при этом были чувства, - вот по ним-то и была произведена классификация когорт.

Ибо именно отсюда, собственно, исходили предлагавшиеся когортами пути достижения их собственных идеалов - впервые в истории мысли открыто признанных неполными и даже ущербными (конечно, вынужденно ущербными и вынужденно неполными) самими носителями.

К декабрю 1987 г. были выпущены сразу три номера журнала

"Стрелочник". (Название подразумевает "необходимость перевода состава массового сознания на путь созидания и жизнеутверждения").

"Комсомольская правда" от дальнейшей поддержки Клуба отказалась ещё в  начале 1987 года, - однако весною 1988 года произошло новое событие.

Из армии в Гомель вернулся ничего обо всём этом не подозревавший Лев Маковский. Он написал письмо, во многом схожее с письмом Дмитрия, в тогда ещё чисто республиканский (Белоруссия) молодёжный журнал "Рабочая смена". (На некоторое время обретший позже статус всесоюзного, но затем - после развала Союза - существовать переставший).

Официально редакция ответила Льву предложением обратиться к

Сухареву - и даже любезно выслала вырезку из "КП", - но неофициально там

разгорелся долгий спор на тему: стоит ли инициировать рождение собственных Невтонов в Белоруссии, навлекая на себя обвинения в плагиате, а на нацию - насмешки как над несамостоятельными людьми,- или всё же не стоит, взявшись за дело всерьёз и предусмотрев негативные последствия.

06.87  - приход ЛМ из армии

10.87 - письмо ЛМ в "РС"

    1/2.11.87 - дискуссия в редакции, когда победила таки вторая точка зрения, и письмо ЛМ было таки

03.88 - опубликовано.

При редакции "РС" возникла особая группа, занявшаяся раскруткой начатого дела.

Журнал стал общесоюзным в какой-то мере благодаря именно этому.

На базе "Паруса" (так стала называться "РС") стал выходить и "Стрелочник".

1988 и 1989 гг. - время оживлённых и плодотворных дискуссий всех когорт ЗФПК, во время которых они постепенно сдавали свои позиции и одна за другой переходили на сторону русского космизма. Который они стали именовать при этом космизмом северным - в противовес восточному и западному космизмам, также имеющим место в истории мысли.

В 1990 году по всему СССР идёт процесс формирования единого Движения к Идеалу:

   1. "Когорта Гениев Беларуси" Могилёв

Ж-л "Вестник грядущего"

   2. "КОАПП" (Катализ Оптимизма, Активности,

Порядочности и Преемственности) Гомель

Ж-л "Смена традиций"

   3. "Призвание" Минск

Г-та "Планета и люди"

   4. "Рождённые во вторник" Свердловск

Г-та "Хорошие времена"

 

   5. "Упавшие далеко" (в смысле - как от Европейской

части СССР, так и от яблони) Челябинск

Г-та "Земля и жизнь"

   6. Николаиты Москва

Ж-л "Унисон"

   7. "Значительный перевес"

(б. ВОПЛь - Всеобщее Объединение

Преображённых Людей) Куйбышев

Ж-л "Снова и снова"

   8. "Объединение имени Кифы Васильевича"

Г-та "Доброе утро" Ленинград

   9. "ВС ВС (Б)" (Всесоюзный Союз

за Возвращение Сатаны (к Богу) Златоуст

Г-та "Голос совести"

  10. "КОАППП" (Катализ Оптимизма, Активности,

Продуктивности и Прочего Подобного) Владивосток

Ж-л "Солнечный день"

  11. "НЛО" (Новое Лунное Общество) Новгород

Ж-л "Новые идеи"

  12. "РИНФ-60 имени Александра Привалова"

(Реальность Идеалов

Научной Фантастики СССР 60-х) Новосибирск

Ж-л "Обретение"

  13. "БСМ" (Будущие Спасители Мира) Витебск

Г-та "Взаимосвязь"

  14. "Поехали!" Рязань

Г-та "Поехали!"

  15. "Клуб "Ника" Гродно

Ж-л "Возможно!"

  16. "Университет развития атманики" Вильнюс

Г-та "Навстречу"

  17. "Группа Мыслителей "Эйтемия" Рига

Ж-л "Простор"

  18. "Компания Оригинольных Человяков" им. Оригена Архангельск

Ж-л "Наверху"

  19. Творческое Объединение "Будуючыя будучыню"

("Строящие будущее") Брест

Ж-л "Двойная радуга"

  20. Объединение "Мозаика вер" Саратов

Г-та "За Высший идеал"

  21. Инициативная группа "Ответ Римскому Клубу" Смоленск

Г-та "Во славу человечества"

 

А вот перечень групп, вошедших в ЗФПК в конце 1986 г.:

   1. "Кинговцы" или "Кинги" Уфа

Г-та "Кинг"

   2. "РВС" (Реальность Всеобщего Счастья) Ленинград

Ж-л "Ответ"

   3. "Путём" Краснодар

Г-та "Путём"

   4. ... ... ...

Ж-л "Идеи и затеи"

   5. ... ... ...

Г-та "Наша забота"

6.

Г-та " Задачи и удачи"

7.

Г-та "Новая мысль"

Хотя это и не всё, что следовало бы сказать, но на этом рукопись, увы, временно обрывается.

Однако есть некоторые примечания.

   1. Основатель Союза ВС ВС (Б) - Андрей Варло'в, известный как Эндрю Валэ'ндэри или Заратустра из Златоуста.

   2. Название "ВС ВС (Б)" взято по названию текста Г.В. Мамлеканова "Vs Vs ВС и ДС" ("Против противников Всеобщего Счастья и Делания Судьбы") и под влиянием идеи возможности (и необходимости) возвращения сатаны к Богу, выдвинутой Оригеном.

   3. Свой флаг они утвердили в виде полотнища семи цветов радуги.

   4. Идеи Мартина Лютера Кинга и движения Кинговцев:

- Единство человечества имеется на одном из высших (тонких) планов бытия, но разные люди пытаются нарушить его по незнанию или из низших интересов, - и следует это прекратить;

главным образом совершенствование участка планеты вокруг и внутри себя каждым, и планеты в целом - человечеством);

- Необходимость обрести право быть допущенными во вселенскую эвдемосферу (совокупность цивилизаций, охваченных счастьем);

- Необходимость революции ценностей ради этого (под влиянием идей русского космизма заменили термин "революция" на "активная эволюция").

5. Николаиты - бывшие православные молодые люди. Точнее - бывшие псевдоправославные. Они считали себя "новым словом в православии", отличаясь на деле лишь большей свободой самовыражения, вплоть до несерьёзности поведения. Довольно быстро перешли на точку зрения РК, узнав о трёх искривлениях христианства, отмечавшихся Н.Ф.Фёдоровым:

- неверие во всеобщность спасения;

- убеждённость в неминуемости катастроф в "последние времена";

- ограничение преобразовательной активности собственным внутренним миром.

Название было взято в подтверждение тезиса о том, что сект можно создать бесконечное множество. Начав, например, с того, что тыкать наугад в Библию и на попавшемся слове или стихе выстраивать целую философию.

Ткнув пальцем в Евангелие, они попали на имя Николай. Навертели: имя - один из важнейших атрибутов человека; оно непременно указывает на его предназначение, которое необходимо исполнить, а самое важное - то, которое скрывается за именем "Николай", и т.д., д., д. Именовали себя двойными именами: Николай Серёга, Николай Дмитрий, Николай Николай...

 

   6. Лёгкая несерьёзность, впрочем, характерна для всего пост-ЗФПК.

   7. Группа КОАПП начала с того, что стала ходить по городу и работать на публику, создавая хорошее настроение у граждан.

      Подобный Мини-театр-на-дому-и-на-улице имел место в Москве 70-х, но его участники отличались чернотой: пугали, эпатировали, насмехались...

      Сценки "ареста шпиона" в очереди в сберкассу, "нападение грузин-заимодавцев" в присутствии гостей и т.п.)

     (Можно сравнить и со скрытой камерой 90-х, но с той же оговоркой).

      Идея родилась из шутки "Тише, а то люди догадаются, что мы громко разговариваем!". Она произносилась при входе в общественный транспорт, причём участники якобы продолжали начатый на улице разговор, и довольно громко.

   8. Группа "Путём" - бывшие псевдодаосы, т.е. юноши и девушки, начавшие знакомство с философией с даосизма (в то время любая некоммунистическая идеология воспринималась как явно содержащая истину) и увлёкшиеся им весьма глубоко. Года два изучали затем историю философии в целом, не поддаваясь соблазнам других направлений, - пока, разумеется, не познакомились с РК.

   9. Их газета "Путём" сперва называлась "Привал на пути".

  10. Одно из дел, планировавшихся Сухаревым, - совместное написание книг

      в форме полемики разных когорт.

      ЗФПК начал с перечня будущих тем. Каждый перечислял свои, прибавляя их к списку предыдущего участника. Первоначальный список был составлен на встрече в Макеевке.

     

Приоритетность предложенных тем определялась голосованием: каждый участник ставил каждой идее оценочный балл от ноля до десяти, а в случаях нестыковок применялся ряд последовательно задаваемых вопросов "Зачем?"

Предлагает, например, кто-то написать книгу о чакрах.

- Зачем?

- Чтобы помочь людям узнать себя.

- Зачем?

- Чтобы научить их владеть собой.

- Зачем?

- Чтобы их действия стали более успешными.

- Зачем?

- Чтобы стало больше тех, кто стоит на ступень выше, чем стоял недавно. Ибо стать на ступень выше - значит стать на шаг ближе к счастью. А чем больше людей стоит на высших ступенях - тем ближе мы, стало быть, к счастью всеобщему.

Принимается решение: пишем книгу - учебник продвижения по ступеням знания и умений. И одна из глав в ней будет - о чакрах".

То есть тема-то не отбрасывается, но становится ясна её место в системе идей и планов. Предложивший её с энтузиазмом подключается к теме "Знания и умения человека будущего" или к ещё более общей - "Счастливый человек". Иногда и оставив предложенную тему, осознав её неприоритетность.

  11. "РИНФ-60": дело в том, что в 80-х была такая организация - РИНФ. Революция Ищет Новые Формы. Попросту в одной из воинских частей несколько солдат захватили оружие и попытались поднять восстание. Держали некоторое время оборону в казарме, но все были убиты или арестованы.

  12. А "БСМ" - это перепевка аббревиатуры "Белорусский Союз Молодёжи" - преемника Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи Белоруссии.

Хотя "перепевка" сказано неверно: сходство сокращений удивило их самих.

  13. Не подгонялись под известные аббревиатуры и названия "НЛО", "СССР" ("Собор Светлых Сил России") и "РВС".

  14. Лунное общество реально существовало в Англии времён промышленного переворота. В него входили основные люди, осуществлявшие этот переворот. Собирались в ночи полнолуния и рожали идеи: в такие ночи кровь сильнее приливает к голове.

  15. "Эйтемия" - см. одноимённый рассказ В.В.Вересаева. Понятие философии Демокрита: состояние счастья, в котором следует пребывать каждому.

  16. Ориген выступил также с идеей апокатастасиса - всеобщего спасения - и был за это осуждён очередным Вселенским Собором.

  17. Римский клуб - созданное в конце 60-х объединение ведущих учёных

и философов разных стран. Штаб-квартиру имели в Риме, отсюда название. Исповедовали "философию глобальных проблем" и пытались последние, конечно, решать. Предлагали свои решения правительствам и ведущим фигурам бизнеса. Большую известность приобрели работы его членов, созданные в форме Докладов Клубу.

Ответом же ему с нашей стороны послужила "философия глобальных задач" и пути их решения, предлагавшиеся русским космизмом.

 

 

    Часть Вторая. Разоблачительная.

   1. Вот таким вот образом, дорогие товарищи, видит развитие событий ЛМ, автор настоящего текста.

Что же было на самом деле, в реальности?

В реальности имело место создание Александром Сухаревым ЗСПК - Заочного Социально-Политического Клуба (он же ВСПК - Всесоюзный). Тоже письмом в "КП" в августе 1986-го, но - с предложением объединиться всем сторонникам революционных перемен.

Что из этого получилось, рассказать в двух словах невозможно, ищите сведения сами.

   2. ЛМ обращался в "РС" с предложением организовать дискуссию "О смысле жизни и прочих, с ним связанных, вещах". С намерением сформировать затем из наиболее активных её участников ЗФПК - Заочный Филоософско-Практический Клуб. Поскольку об инициативе Сухарева он знал, но революционных идей в то время уже не придерживался.

"РС" письмо опубликовать обещала, но слова своего не сдержала.

Более пространное обращение в "Юность" вообще сталось без ответа.

     ...Между прочим, комсомол был покинут ЛМ, то есть мною, ещё в феврале 1988-го (1989-го?), когда это было ещё не столь безобидным поступком, как через неколько лет. В "Белнефти", где я тогда работал, это был вообще первый случай.

   3. "Рабочая смена" действительно стала всесоюзным "Парусом", и действительно ненадолго.

   4. Ни одна из названных групп в реальности, увы, не существовала, кроме оговоренных специально (РИНФ).

Существовали иные группы, но не было их полного, увы ещё раз,  объединения.

Вроде бы всё.

Лев Маковский

 

 

Hosted by uCoz