Главная Общее Дело Творчество Что делать
За Собор Светлых Сил!
История Заочного Философско-практического Клуба (ЗФПК)
1. В августе 1986 года Дмитрий Сухарев (Оренбург) обратился в "Комсомольскую правду" с предложением организовать на её страницах
дискуссию читателей о смысле жизни и путях общества.
Цель была - активизировать мышление молодёжи и, упорядочив
"разношёрстный водоворот мировоззрений", сформировать ряд "когорт" из
сторонников каждого.
Вслед за тем предлагалось путём заочных дискуссий на строго научной основе (ёмко и логично) отсеять заблуждения, переубедить их приверженцев и сформировать на основе выполнившего свою задачу ЗФПК
новое единое движение достигающих некоего общего социального идеала молодых (не обязательно) граждан СССР.
(Предполагалось, что если человек честен в полемике и порядочен в душе, то он способен признать заблуждения. В результате носители самых разных идеологий смогут с удивлением обнаружить, что не только идеал имеют общий, но и путь к нему, оказывается, имеется лишь один).
К Новому году мощный поток писем окончательно иссяк, а праздник был отмечен компанией новых друзей из 24 человек в г. Макеевка Донецкой области.
Несколько строк статистики:
Публикация - 26.09.86 г.;
10.86 - 90 писем
11.86 - 72 письма
1 - 15.12.86 -
11 писем16 - 24.12.86 - 4 письма
25.12.86 - 1 письмо.
-----
Итого: 178
В 1987 г. В переписке участвовало в общей сложности 350 человек (35 из написавших Дмитрию представляли клубы, уже существовавшие
к моменту публикации его обращения).
В июле 1987 г. В Москве состоялся Первый съезд ЗФПК.
На нём окончательно оформились когорты ницшеанцев двух типов
("Циницшенствующие" и "Ницшие духом"), экзистенциалистов, "Социальных
педагогов", русских космистов, коммунистов-ефремовцев, "Восточников" и др.,- а также была произведена их классификация на основе предложенной Дмитрием основе: отношение когорты к Высшему идеалу.
(Термин "Высший идеал" заменял ранний термин "Идеал": идеалы у разных групп хотя и разные, но едины в том, что счастливы в них не все обитатели планеты, а лишь те, кто принадлежит в той или иной мере к группе носителей данного идеала: единоверцы, соплеменники, представители своего класса - угнетаемые ныне или, напротив,
"бессовестно ныне экономически активные",- либо просто люди, выжившие после неких мировых катаклизмов)...Идеал же "всеобщего, вечного, непрерывного, полноправного,
полноценного, полного и развивающегося" счастья после бурных,но недолгих споров был единогласно признан высшим из всех - хотя реально достижимым признали его лишь русские космисты. Причины при этом назывались разные, и разные при этом были чувства, - вот по ним-то и была произведена классификация когорт.
Ибо именно отсюда, собственно, исходили предлагавшиеся когортами пути достижения их собственных идеалов - впервые в истории мысли открыто признанных неполными и даже ущербными (конечно, вынужденно ущербными и вынужденно неполными) самими носителями.
К декабрю 1987 г. были выпущены сразу три номера журнала
"Стрелочник". (Название подразумевает "необходимость перевода состава массового сознания на путь созидания и жизнеутверждения").
"Комсомольская правда" от дальнейшей поддержки Клуба отказалась ещё в начале 1987 года, - однако весною 1988 года произошло новое событие.
Из армии в Гомель вернулся ничего обо всём этом не подозревавший Лев Маковский. Он написал письмо, во многом схожее с письмом Дмитрия, в тогда ещё чисто республиканский (Белоруссия) молодёжный журнал "Рабочая смена". (На некоторое время обретший позже статус всесоюзного, но затем - после развала Союза - существовать переставший).
Официально редакция ответила Льву предложением обратиться к
Сухареву - и даже любезно выслала вырезку из "КП", - но неофициально там
разгорелся долгий спор на тему: стоит ли инициировать рождение собственных Невтонов в Белоруссии, навлекая на себя обвинения в плагиате, а на нацию - насмешки как над несамостоятельными людьми,- или всё же не стоит, взявшись за дело всерьёз и предусмотрев негативные последствия.
06.87 - приход ЛМ из армии
10.87 - письмо ЛМ в "РС"
1/2.11.87 - дискуссия в редакции, когда победила таки вторая точка зрения, и письмо ЛМ было таки
03.88 - опубликовано.
При редакции "РС" возникла особая группа, занявшаяся раскруткой начатого дела.
Журнал стал общесоюзным в какой-то мере благодаря именно этому.
На базе "Паруса" (так стала называться "РС") стал выходить и "Стрелочник".
1988 и 1989 гг. - время оживлённых и плодотворных дискуссий всех когорт ЗФПК, во время которых они постепенно сдавали свои позиции и одна за другой переходили на сторону русского космизма. Который они стали именовать при этом космизмом северным - в противовес восточному и западному космизмам, также имеющим место в истории мысли.
В 1990 году по всему СССР идёт процесс формирования единого Движения к Идеалу:
1. "Когорта Гениев Беларуси" Могилёв
Ж-л "Вестник грядущего"
2. "КОАПП" (Катализ Оптимизма, Активности,
Порядочности и Преемственности) Гомель
Ж-л "Смена традиций"
3. "Призвание" Минск
Г-та "Планета и люди"
4. "Рождённые во вторник" Свердловск
Г-та "Хорошие времена"
5. "Упавшие далеко" (в смысле - как от Европейской
части СССР, так и от яблони) Челябинск
Г-та "Земля и жизнь"
6. Николаиты Москва
Ж-л "Унисон"
7. "Значительный перевес"
(б. ВОПЛь - Всеобщее Объединение
Преображённых Людей) Куйбышев
Ж-л "Снова и снова"
8. "Объединение имени Кифы Васильевича"
Г-та "Доброе утро" Ленинград
9. "ВС ВС (Б)" (Всесоюзный Союз
за Возвращение Сатаны (к Богу) Златоуст
Г-та "Голос совести"
10. "КОАППП" (Катализ Оптимизма, Активности,
Продуктивности и Прочего Подобного) Владивосток
Ж-л "Солнечный день"
11. "НЛО" (Новое Лунное Общество) Новгород
Ж-л "Новые идеи"
12. "РИНФ-60 имени Александра Привалова"
(Реальность Идеалов
Научной Фантастики СССР 60-х) Новосибирск
Ж-л "Обретение"
13. "БСМ" (Будущие Спасители Мира) Витебск
Г-та "Взаимосвязь"
14. "Поехали!" Рязань
Г-та "Поехали!"
15. "Клуб "Ника" Гродно
Ж-л "Возможно!"
16. "Университет развития атманики" Вильнюс
Г-та "Навстречу"
17. "Группа Мыслителей "Эйтемия" Рига
Ж-л "Простор"
18. "Компания Оригинольных Человяков" им. Оригена Архангельск
Ж-л "Наверху"
19. Творческое Объединение "Будуючыя будучыню"
("Строящие будущее") Брест
Ж-л "Двойная радуга"
20. Объединение "Мозаика вер" Саратов
Г-та "За Высший идеал"
21. Инициативная группа "Ответ Римскому Клубу" Смоленск
Г-та "Во славу человечества"
А вот перечень групп, вошедших в ЗФПК в конце 1986 г.:
1.
"Кинговцы" или "Кинги" УфаГ-та "Кинг"
2. "РВС" (Реальность Всеобщего Счастья) Ленинград
Ж-л "Ответ"
3. "Путём" Краснодар
Г-та "Путём"
4. ... ... ...
Ж-л "Идеи и затеи"
5. ... ... ...
Г-та "Наша забота"
6.
Г-та " Задачи и удачи"
7.
Г-та "Новая мысль"
Хотя это и не всё, что следовало бы сказать, но на этом рукопись, увы, временно обрывается.
Однако есть некоторые примечания.
1. Основатель Союза ВС ВС (Б) - Андрей Варло'в, известный как Эндрю Валэ'ндэри или Заратустра из Златоуста.
2. Название "ВС ВС (Б)" взято по названию текста Г.В. Мамлеканова "Vs Vs ВС и ДС" ("Против противников Всеобщего Счастья и Делания Судьбы") и под влиянием идеи возможности (и необходимости) возвращения сатаны к Богу, выдвинутой Оригеном.
3
. Свой флаг они утвердили в виде полотнища семи цветов радуги.4. Идеи Мартина Лютера Кинга и движения Кинговцев:
- Единство человечества имеется на одном из высших (тонких) планов бытия, но разные люди пытаются нарушить его по незнанию или из низших интересов, - и следует это прекратить;
главным образом совершенствование участка планеты вокруг и внутри себя каждым, и планеты в целом - человечеством);
- Необходимость обрести право быть допущенными во вселенскую эвдемосферу (совокупность цивилизаций, охваченных счастьем);
- Необходимость революции ценностей ради этого (под влиянием идей русского космизма заменили термин "революция" на "активная эволюция").
5. Николаиты - бывшие православные молодые люди. Точнее - бывшие псевдоправославные. Они считали себя "новым словом в православии", отличаясь на деле лишь большей свободой самовыражения, вплоть до несерьёзности поведения. Довольно быстро перешли на точку зрения РК, узнав о трёх искривлениях христианства, отмечавшихся Н.Ф.Фёдоровым:
- неверие во всеобщность спасения;
- убеждённость в неминуемости катастроф в "последние времена";
- ограничение преобразовательной активности собственным внутренним миром.
Название было взято в подтверждение тезиса о том, что сект можно создать бесконечное множество. Начав, например, с того, что тыкать наугад в Библию и на попавшемся слове или стихе выстраивать целую философию.
Ткнув пальцем в Евангелие, они попали на имя Николай. Навертели: имя - один из важнейших атрибутов человека; оно непременно указывает на его предназначение, которое необходимо исполнить, а самое важное - то, которое скрывается за именем "Николай", и т.д., д., д. Именовали себя двойными именами: Николай Серёга, Николай Дмитрий, Николай Николай...
6. Лёгкая несерьёзность, впрочем, характерна для всего пост-ЗФПК.
7. Группа КОАПП начала с того, что стала ходить по городу и работать на публику, создавая хорошее настроение у граждан.
Подобный Мини-театр-на-дому-и-на-улице имел место в Москве 70-х, но его участники отличались чернотой: пугали, эпатировали, насмехались...
Сценки "ареста шпиона" в очереди в сберкассу, "нападение грузин-заимодавцев" в присутствии гостей и т.п.)
(Можно сравнить и со скрытой камерой 90-х, но с той же оговоркой).
Идея родилась из шутки "Тише, а то люди догадаются, что мы громко разговариваем!". Она произносилась при входе в общественный транспорт, причём участники якобы продолжали начатый на улице разговор, и довольно громко.
8. Группа "Путём" - бывшие псевдодаосы, т.е. юноши и девушки, начавшие знакомство с философией с даосизма (в то время любая некоммунистическая идеология воспринималась как явно содержащая истину) и увлёкшиеся им весьма глубоко. Года два изучали затем историю философии в целом, не поддаваясь соблазнам других направлений, - пока, разумеется, не познакомились с РК.
9. Их газета "Путём" сперва называлась "Привал на пути".
10. Одно из дел, планировавшихся Сухаревым, - совместное написание книг
в форме полемики разных когорт.
ЗФПК начал с перечня будущих тем. Каждый перечислял свои, прибавляя их к списку предыдущего участника. Первоначальный список был составлен на встрече в Макеевке.
Приоритетность предложенных тем определялась голосованием: каждый участник ставил каждой идее оценочный балл от ноля до десяти, а в случаях нестыковок применялся ряд последовательно задаваемых вопросов "Зачем?"
Предлагает, например, кто-то написать книгу о чакрах.
- Зачем?
- Чтобы помочь людям узнать себя.
- Зачем?
- Чтобы научить их владеть собой.
- Зачем?
- Чтобы их действия стали более успешными.
- Зачем?
- Чтобы стало больше тех, кто стоит на ступень выше, чем стоял недавно. Ибо стать на ступень выше - значит стать на шаг ближе к счастью. А чем больше людей стоит на высших ступенях - тем ближе мы, стало быть, к счастью всеобщему.
Принимается решение: пишем книгу - учебник продвижения по ступеням знания и умений. И одна из глав в ней будет - о чакрах".
То есть тема-то не отбрасывается, но становится ясна её место в системе идей и планов. Предложивший её с энтузиазмом подключается к теме "Знания и умения человека будущего" или к ещё более общей - "Счастливый человек". Иногда и оставив предложенную тему, осознав её неприоритетность.
11. "РИНФ-60": дело в том, что в 80-х была такая организация - РИНФ. Революция Ищет Новые Формы. Попросту в одной из воинских частей несколько солдат захватили оружие и попытались поднять восстание. Держали некоторое время оборону в казарме, но все были убиты или арестованы.
12. А "БСМ" - это перепевка аббревиатуры "Белорусский Союз Молодёжи" - преемника Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи Белоруссии.
Хотя "перепевка" сказано неверно: сходство сокращений удивило их самих.
13. Не подгонялись под известные аббревиатуры и названия "НЛО", "СССР" ("Собор Светлых Сил России") и "РВС".
14. Лунное общество реально существовало в Англии времён промышленного переворота. В него входили основные люди, осуществлявшие этот переворот. Собирались в ночи полнолуния и рожали идеи: в такие ночи кровь сильнее приливает к голове.
15. "Эйтемия" - см. одноимённый рассказ В.В.Вересаева. Понятие философии Демокрита: состояние счастья, в котором следует пребывать каждому.
16. Ориген выступил также с идеей апокатастасиса - всеобщего спасения - и был за это осуждён очередным Вселенским Собором.
17. Римский клуб - созданное в конце 60-х объединение ведущих учёных
и философов разных стран. Штаб-квартиру имели в Риме, отсюда название. Исповедовали "философию глобальных проблем" и пытались последние, конечно, решать. Предлагали свои решения правительствам и ведущим фигурам бизнеса. Большую известность приобрели работы его членов, созданные в форме Докладов Клубу.
Ответом же ему с нашей стороны послужила "философия глобальных задач" и пути их решения, предлагавшиеся русским космизмом.
Часть Вторая. Разоблачительная.
1. Вот таким вот образом, дорогие товарищи, видит развитие событий ЛМ, автор настоящего текста.
Что же было на самом деле, в реальности?
В реальности имело место создание Александром Сухаревым ЗСПК - Заочного Социально-Политического Клуба (он же ВСПК - Всесоюзный). Тоже письмом в "КП" в августе 1986-го, но - с предложением объединиться всем сторонникам революционных перемен.
Что из этого получилось, рассказать в двух словах невозможно, ищите сведения сами.
2. ЛМ обращался в "РС" с предложением организовать дискуссию "О смысле жизни и прочих, с ним связанных, вещах". С намерением сформировать затем из наиболее активных её участников ЗФПК - Заочный Филоософско-Практический Клуб. Поскольку об инициативе Сухарева он знал, но революционных идей в то время уже не придерживался.
"РС" письмо опубликовать обещала, но слова своего не сдержала.
Более пространное обращение в "Юность" вообще сталось без ответа.
...Между прочим, комсомол был покинут ЛМ, то есть мною, ещё в феврале 1988-го (1989-го?), когда это было ещё не столь безобидным поступком, как через неколько лет. В "Белнефти", где я тогда работал, это был вообще первый случай.
3. "Рабочая смена" действительно стала всесоюзным "Парусом", и действительно ненадолго.
4. Ни одна из названных групп в реальности, увы, не существовала, кроме оговоренных специально (РИНФ).
Существовали иные группы, но не было их полного, увы ещё раз, объединения.
Вроде бы всё.
Лев Маковский